Вчера я слушал по радио "Эхо Москвы" разговор известной журналистки Ксении Лариной с каким-то священником - судя по всему, очень хорошим человеком, настоящим подвижником.
Вообще, моё отношении к церкви как к аппарату профессионального распространения суеверий весьма неоднозначно.
С одной стороны, я прекрасно понимаю, что церковь - это оплот организованного мракобесия, мощная консервативная или даже вообще регрессивная сила.
Однако, с другой стороны, я прекрасно понимаю и то, что многие суеверия, во-первых, способствуют созданию у людей психического равновесия, а во-вторых (и это главное), используются как мощная социализирующая, скрепляющая людей в общество сила (см. конец текста
"О популярности иррационального").
Когда Ксения Ларина принялась задавать священнику разные "неудобные" вопросы про нынешнее сращивание всех конфессий, и в первую очередь православия, с нашим вышедшим из-под контроля общества государством (напомню, что государство - это аппарат профессионального подавления), священник с болью в голосе и с величайшей готовностью признал в этом вопросе огромную вину православной церкви. Он посыпАл голову пеплом, он говорил, что "худшее в церкви - это мы, люди", "а лучшее - это Христос", он покаянно ссылался на изначальное наличие в церкви отщепенцев типа Иуды и т.д.
Кроме того, священник, в отличие от резвящегося на нашем форуме Прогрессора (представителя победившей, господствующей в обществе, обласканной и аффилированной властями церкви), заявил, что нормальное положение для церкви - быть гонимой. Ибо в этом случае к церкви не примазываются жадные к соблазнам люди (на самом деле они, конечно, всё равно примазываются - например, в виде буквально наводнивших в советское время высшие церковные круги сексотов КГБ).
Затем разговор зашёл о православных казаках, немного поплевавших в лицо известному галеристу Марату Гельману на одной из устроенных последним провокационных художественных - от слова "худо" - выставках.
Священник совершенно правильно, на мой взгляд, оценил уровень "предметов искусства" на подобных выставках (см. текст
"Логика славы художников"), с особой неприязнью припомнив галерею металлических крестов, опущенных в банки с мочой. Но вот по поводу плеваний в лицо и прочих актов насилия и унижения он отозвался взволнованной и чисто интеллигентской речью о том, что насилие над людьми или унижение людей абсолютно неприемлемы.
Хотя священник мне понравился, я решил написать на этом форуме о его взглядах в виде задачи типа: как остановить наглухо зарвавшегося агрессора, если одним из условий воздействия на него является исключение насилия?
Эта задача поначалу показалась мне совершенно неразрешимой. Да она и в самом деле неразрешима - с чисто интеллигентской позиции. Ибо интеллигенты обычно суть образованные, просвещённые люди, противники всяческих глупостей типа суеверий.
Но вот с позиции служителей суеверия задача остановить насильника вроде бы без приложения к нему насилия - она вполне решаема. Как? При помощи изначальной выработки у всех без исключения членов общества - путём уговоров или демонстраций на чужих примерах - животного страха перед якобы бесконечно мощными, жестокими и мстительными мистическими силами. То есть нужно сделать так, чтобы любой член общества даже в случае получения им бесконтрольных разрушительных социальных возможностей всё же искренне верил, жутко боялся и твёрдо знал, что за всеми его действиями неусыпно следят некий бесконечно могущественный контролёр, способный в любой момент вмешаться в ситуацию и самым жестоким образом наказать нарушителя установленного ими порядка.
Вот так: никакого насилия вроде бы нет, имеют место только вроде бы совершенно просительные увещевания, напоминания о существовании бога - а могущественный насильник не выходит из рамок, держит себя в руках.
Другое решение этой же задачи описано в одном из научно-фантастических рассказов Емцева и Парнова: там на совершенно отмороженных злодеев воздействовали по методу профессора Олдса, разработавшему в шестидесятые годы прошлого века методику вживления электродов прямо в мозг подопытным животным. Соответственно, отмороженные злодеи у Емцева и Парнова ударно трудились на руднике в стремлении заслужить сеанс электростимуляции центров счастья.