Переписка материалистов
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
moderator


Сообщение: 161
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.11 15:49. Заголовок: Чтобы разбавить однообразие


На сайте по этологии попалось:

"Шимпанзе знают закон Архимеда лучше, чем дети
2011:06:09


Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Biology) в Лейпциге провели несколько экспериментов, в которых участвовали шимпазе, гориллы, орангутаны, и дети 4−8 лет. Они предлагали участникам справиться с задачей, которую две тысячи лет назад решила ворона, как описал великий баснописец Эзоп в своей басне «Ворона и кувшин». Ворона набросала камней в кувшин, чтобы поднять в нем уровень воды и напиться. Эксперимент, который ученые провели с грачами показал, что эти врановые птицы аналогичную задачу успешно решили. А сравнение в такой же ситуации высших обезьян и детей завершилось в пользу шимпанзе.
Условия эксперименты были просты: ученые выдавали испытуемым стеклянную бутылку, на дне которой было немного воды и арахис. Задача состояла в том, чтобы достать арахис. В эксперименте с шимпанзе бутылка была привязана к клетке так, что взять и, например, разбить ее, обезьяна бы не смогла. Зато рядом поставили распылитель с водой. Исследователи сомневались, догадаются ли шимпанзе использовать воду из дозатора, чтобы повысить уровень воды в бутылке и таким способом достать арахис. И зря. Обезьяны быстро оценили предложенные условия и принялись набирать в рот воду из распылителя, выплевывая ее в бутылку. Из 43 шимпанзе 14 поняли, как решить задачу, а 7 из них сделали это очень быстро, не раздумывая. Руководитель эксперимента, доктор Дэниэль Ханус (Daniel Hanus), комментирует: «Шимпанзе не действовали методом проб и ошибок. Все обезьяны сразу поняли, как повысить уровень воды в бутылке. Правда, не всем хватило терпения. Нас потрясла смекалка одного шимпанзе. Он был голоден и злился, что приходится бегать от дозатора к бутылке. Подумал-подумал и…справил малую нужду в бутылку. Было полное ощущение того, что он ухмыляется, — вот, мол, что я придумал».
Этот же эксперимент поставили с гориллами и с орангутанами. Ни одна из пяти горилл не смогла понять, как достать арахис. А все пять орангутангов в тех же условиях поняли, как надо действовать, и справились с задачей довольно быстро.
Со взрослыми людьми эксперимент не проводили. «Когда описываешь его условия взрослому человеку, большинство говорит что-нибудь вроде: «Здесь какой-то фокус нужен, да?» Но как достать, не знают», — говорит доктор Ханус. Исследователи решили посмотреть, как справятся с задачей дети. В эксперименте приняли участие дети 4, 6 и 8 лет. Им выдали лейки с водой (чтобы не носить воду во рту) и такую же бутылку с арахисом на дне. Четырехлетки уступили шимпанзе по сообразительности: только два ребенка из двадцати четырех поняли, что надо долить воды в бутылку. Шестилетки справились лучше: 10 из 24 правильно решили задачу. Лучше всех оказались восьмилетние: 58 % детей, разобрались, как поднять уровень воды и достать арахис. Но исследователи отмечают, что дети потратили на поиск эффективного решения намного больше времени, чем шимпанзе.
Описание и результаты экспериментов опубликованы в открытом доступе в журнале PLoS ONE"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


moderator


Сообщение: 109
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.11 20:44. Заголовок: Забавно, но вот вопр..


Забавно, но вот вопрос: интересовал ли детей арахис так же сильно, как обезьян?
И знали ли они вообще, что это такое?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 3
Откуда: РФ, Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 00:48. Заголовок: По-моему по Discover..


По-моему по Discovery показывали фильм, где и этот и целый ряд других экспериментов ставили над людьми и их ближайшими родственниками. Надо сказать, что люди выглядели весьма не лестно (на первый взгляд) и в некоторых других опытах. Мне больше всего запомнился такой:
Подопытному (человеческому ребенку или взрослому шимпанзе (а может и бонобо, точно не вспомню)) показывают черный ящик, в котором спрятано вознаграждение. Демонстрируются манипуляции при помощи которых можно это самое вознаграждение из ящика извлечь. И люди и обезьяны довольно быстро запоминают манипуляции, оказываются в состоянии их воспроизвести и получить вознаграждение. Самое интересное наступает потом. Тем же (а также новым) подопытным демонстрируются точно такие же ящики, но прозрачные. Причем, из демонстрации становится очевидно, что некоторые из показанных ранее манипуляций не имеют никакого смысла. Когда людям и обезьянам предлагают извлечь вознаграждение из такого ящика, обезьяны пропускают ненужные манипуляции. Дети напротив - в точности повторяют все действия демонстратора.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 163
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 20:54. Заголовок: Я тоже видел этот эк..


Я тоже видел этот эксперимент. Вывод, который был сделан, - шимпанзе уже взрослые и потому менее обучаемы, чем человеческие дети. Они предпочитали "размышлять" о лучшем способе добычи вознаграждения. В то время как дети настроены на обучение, а не на поиск. Потому и выполняли более строго действия "учителя". Это являлось подтверждением того, что активное обучение детей (в отличие от подражания детенышей шимпанзе - их никто не учит) имело огромное значение в процессе эволюции мозга. Корректен ли такой вывод?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 4
Откуда: РФ, Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 22:29. Заголовок: Сложно сказать как э..


Сложно сказать как это соотносится с эволюцией мозга. Но для передачи опыта такая особенность детской психики, думаю, была весьма кстати. Заниматься осмыслением деятельности и внесением рацпредложений можно будет и потом. Ведь это не быстрый процесс. Да и не сможет ребенок (в силу своей неопытности и неразвитости мышления) полностью осмыслить какие-то действия взрослых... скажем, изготовление орудий или строительство укрытий. Вносимые ребенком "усовершенствования" тут будут даже вредны. Достаточно сложная деятельность не осмысливается в полной мере и всеми взрослыми. Поэтому природа и настроила детей на копирование (освоение моторики и т.п.), отведя осмыслению вторые роли. Которые вступают в силу лишь при возникновении проблемы не имеющей известного решения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 164
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.11 08:52. Заголовок: Это все правильно и ..


Это все правильно и понятно. Речь не о детях и детенышах. И те, и другие (практически все млекопитающие и птицы) подражают и так обучаются. И лишь у человека (и некоторых других животных, но не так явно) возникло стремление учить. Многие именно получают удовольствие от обучение детей. Именно возникновение (эволюционно) у человека эмоционального подкрепления есть огромный шаг вперед по сравнению с шимпанзе, которые своих детенышей не обучают, а лишь терпят их подражательные действия. Потребность в обучении детей не могла не сказаться на развитии мозга - развитие коммуникабельности, диалога, логики и т.д. Отбор, видимо, шел по пути развития педагогов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 5
Откуда: РФ, Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.11 13:34. Заголовок: Выводы, на мой взгля..


Выводы, на мой взгляд, правильные. Но к ним нельзя прийти поставив только этот опыт. Мало того, он тут вообще не играет существенной роли. Ведь эксперимент демонстрирует нам лишь склонность детей к подражанию, которая развита настолько, что даже взрослые обезьяны ведут себя более осмысленно. А вот различие в мотивах взрослых особей (люди стремятся обучить детенышей, обезьяны - нет) отсюда не следует. Его (различие) нужно выводить из других наблюдений за жизнью приматов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет